Танки, автомобили, планетоходы и роботы

На факультете «Специальное машиностроение», кроме космических аппаратов, учат строить гусеничные и колесные машины. О том, каких специалистов готовят кафедры СМ-9 и СМ-10, нам рассказал заместитель декана факультета СМ Дмитрий Сулегин.

– Кафедры СМ-9 «Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы» и СМ-10 «Колесные машины» – одни из самых сложных и одновременно увлекательных направлений обучения в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Выпускники этих кафедр становятся дипломированными специалистами высшего класса, что позволяет им с легкостью устраиваться на ведущие промышленные предприятия России.

Основных направлений всегда было два: машины гражданского и военного назначения. Каждый студент может выбрать то, что интересно лично ему. Научные исследования на этих кафедрах преимущественно касаются вопросов повышения безопасности автомобилей, проектирования современных транспортных средств, гусеничных и колесных машин. Кафедры известны своими разработками гражданского и военного транспорта, есть серьезный опыт сотрудничества с Минобороны и Министерством внутренних дел. Например, специалисты СМ-9 и СМ-10 занимаются разработкой вездеходной техники для освоения севера. Уникальный автомобиль «КамАЗ-Арктика», несколько снегоходов и робототехнических комплексов для работы в арктических условиях – все эти устройства уже были продемонстрированы на всероссийских выставках и получили одобрение ведущих специалистов отрасли. Ярким примером участия в разработках транспорта гражданского назначения является проект электробусов и троллейбусов с автономным ходом и автоматическим подключением к контактной электросети – да, и здесь бауманцы приложили свою руку!

Также кафедра СМ-9 занимается проектированием и совершенствованием мобильных роботов, которые используются в космических миссиях по освоению планет Солнечной системы. А с 2020 года на кафедре СМ-10 начинается набор на новую специализацию – «Электромобили». Это стремительно развивающееся направление, которое охватывает много смежных областей знаний и видов деятельности, включающих в себя конструкторскую подготовку, информатику, электротехнику и электронику, научно-исследовательскую и технологическую подготовку.

Для обеспечения конкурентоспособности выпускников на рынке труда, кафедра «Колесные машины» приняла решение о внедрении в образовательный процесс новой программы – студентов будут обучать современным цифровым технологиям в контексте управления жизненным циклом изделий (PLM-технологии).

Особенность нового набора бакалавров – внедрение цифровых технологий в самом начале обучения. Первокурсникам «Инженерную графику» будут читать преподаватели кафедры «Колесные машины», хотя обычно эту дисциплину ведет кафедра РК-1. Теперь подготовка чертежей и конструкторской документации будет осуществляться на компьютерах (а не на бумаге, как это было раньше) с использованием современных программных комплексов твердотельного моделирования и учетом требований предприятий отрасли.

Отдельно стоит упомянуть учебную практику. Кафедры СМ-10 и СМ-9 проводят интересные, насыщенные, а главное – полезные студенческие практики. За счет налаженных коммуникаций с ведущими предприятиями России, ребята могут не только приобретать бесценные знания и опыт на лучших заводах нашей страны, но и получать за свой труд заработную плату. Летом студенты выезжают в Тольятти, Набережные Челны, Челябинск, Екатеринбург, Чебоксары, Нижний Новгород, Нижний Тагил и другие города.

После окончания кафедр выпускники могут получить работу на ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», ОАО «АВТОВАЗ», Группа ГАЗ, ООО «ВПК», ПАО «КамАЗ», «КБ «Мотор» – Филиал ФГУП «ЦЭНКИ» – и это лишь малая часть возможных мест трудоустройства.

Студенты этих кафедр имеют возможность усиленно заниматься наукой по выбранному направлению. На СМ-9 и СМ-10 работают лучшие специалисты и ученые в области колесной и гусеничной техники, поэтому для каждого заинтересованного студента найдется выдающийся научный руководитель его работы.

Кстати, не каждая кафедра Университета может похвастаться наличием собственного конструкторского бюро. К настоящим, а не ученическим, разработкам, проводимым этими кафедрами, привлекаются студенты старших курсов. Ребята могут устроиться в Университет на инженерную должность и уже в студенчестве поучаствовать в НИР и НИОКР.

Но не стоит забывать, что студенческая жизнь – это не только учеба и научные разработки. На факультете «Специальное машиностроение» большое внимание уделяется и внеурочной деятельности, у нас даже существует свой факультетский Студенческий совет.

https://www.bmstu.ru/mstu/news/?newsid=7071