История кафедры СМ-10 «Колесные машины»

В 1936 году по инициативе академика Чудакова Е.А. в МВТУ (ныне МГТУ) имени Н.Э. Баумана была создана кафедра «Автомобили», которую он возглавлял со дня основания до 1952 года. С именем Чудакова Е.А. связаны большие достижения в науке об автомобиле, основоположником которой он по праву считается. Под руководством Чудакова Е.А. и его непосредственном участии были созданы учебные курсы и учебники по конструкции, расчету и теории автомобиля. Эти курсы читались многим поколениям студентов. Память об основоположнике отечественной науки об автомобиле увековечена мемориальной доской на здании МГТУ.

Ученики и последователи этого выдающегося ученого и организатора науки продолжали развивать его основополагающие идеи. Многие из них стали крупными учеными., конструкторами, руководителями кафедр ВУЗов.

С 1953 года в течение 20 лет кафедру возглавлял главный конструктор Горьковского автозавода А.А. Липгарт — выдающийся конструктор отечественного автомобилестроения. За 18 лет плодотворной работы главным конструктором ГАЗа он создал и внедрил в практику решения конструкторских задач новый метод, заключающийся в широком использовании научных и экспериментальных исследовании За разработку и внедрение в массовое производство многих конструкций автомобилей А.А. Липгарт пять раз был удостоен Государственной премии.

В этот период кафедра стала больше уделять внимания связям с крупнейшими заводами и НИИ, в научном плане внимание уделялось исследованиям в области колесных машин большой проходимости. Кафедра получила новое название «Колесные машины». За время своего существования кафедра подготовила 2000 инженеров, 150 кандидатов наук и 10 докторов наук. Преподавали кафедры всегда придавали большое значение ведению научно-исследовательских работ и внедрению их результатов в промышленность и учебный процесс. На базе научных разработок рождались новые учебные курсы, тематика для дипломных и курсовых работ. Основными научными направлениями, над которыми преподаватели кафедры работают в настоящее время являются следующие.

Под руководством профессора Полунгяна А.А. велись работы по созданию системы автоматизированного моделирования трансмиссии многоосных полноприводных колесных машин, позволяющей на стадии проектирования оценить нагрузки в деталях трансмиссии и на этой основе выбрать ее оптимальные параметры. Изготовлен и пущен в эксплуатацию специальный стенд для исследования динамической нагруженности и оценки эффективности демпфирующие элементы трансмиссий колесной машины на физически подобных моделях, разработаны конструкции упругофрикционных демпферов.

Под руководством профессора Цыбина В.С. разработана система проектирования и создания элементов колесных машин из композиционных полимерных материалов. Впервые в нашей стране был создан легковой автомобиль о кузовом из полимерных, композиционных материалов. Образцы колес практически для всех марок отечественных легковых автомобилей, листовых рессор из композиционных материалов. Сконструировано интегральное оперение для грузовых автомобилей.

В связи с возникшими актуальными экологическими проблемами на кафедре была создана научно-исследовательская лаборатория по снижению вибрации и шума.

Проводились поисковые работы по созданию колесных машин для особых условий эксплуатации, например, движителей для планетоходов. Был сконструирован и испытан ходовой макет многоосного шасси полной массой до 60 тонн, имеющий электрогидравлический привод поворота всех колес, бортовую цифровую систему управления.

На кафедре проводятся актуальные для отечественного автомобилестроения работы по прогнозированию надежности и долговечности проектируемых агрегатов колесных машин.

Имея большой педагогический опыт. а. также по результатам проводимых научно-исследовательских работ работниками кафедры написаны учебники для студентов ВУЗов: Г.А. Смирнов «Теория движения колесных машин»; Н.Ф. Бочаров и др. «Конструирование колесных машин высокой проходимости» (общие вопросы проектирования); Н.Ф. Бочаров и др. «Конструирование и расчет колесных машин высокой проходимости» (расчет агрегатов и систем). Вышли в свет 2 издания учебника для средней школы «Легковые автомобили», авторы Цыбин В.С. и Галашин В.А. Для студентов написано около 200 учебных пособий, опубликовано 1000 научных статей.