Чудаков Евгений Алексеевич
(1890-1953 г.г., окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана в 1916 г.)
Основатель научно-педагогической школы в области «Проектирования и конструирования автомобилей». Доктор технических наук, профессор. Академик Академии наук СССР, вице-президент АН СССР. Заместитель директора научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ). Директор Института машиноведения АН СССР.
Чудаков Е.А. основал кафедру СМ-10 (тогда она называлась «Автомобили») в 1936 г. и был бессменным ее руководителем до своей кончины (1953).
Евгений Алексеевич Чудаков родился 20 августа 1890 года в селе Сергиевском Тульской губернии. Отец Чудакова Е.А. был по тем временам для крестьянского сына образованным человеком. Он выучился на бухгалтера, знал латынь, французский язык, увлекался литературой. Мать Павла Постникова была фельшерицей-акушеркой — очень нужной на селе профессии.
К семи годам Евгений мог читать и писать, умел считать до ста. В виде исключения его приняли в Сергиевскую церковно-приходскую школу, в которую брали только девочек. Там он показал отличную успеваемость и, когда ему исполнилось восемь лет, его перевели в Министерское училище. В 1900 году Евгений Чудаков окончил училище, и его отправили в уездный городок Чернь к брату матери Ивану Ильичу Постникову, где он продолжал образование в городском училище. Окончив блестяще это училище, он был отправлен родителями в город Богородск для продолжения обучения в среднетехническом сельскохозяйственном училище. В 1908 году он оставляет училище и отправляется в Москву, где экстерном сдает экзамены на аттестат зрелости. В этом же году, преодолев конкурс 20 человек на место, он сдает экзамены в Императорское Московское техническое училище и становится его студентом.
Желание серьезно заняться техникой созрело у Чудакова Е.А. ещё в юношеском возрасте под влиянием значительных успехов технических и фундаментальных наук в конце XIX и начале ХХ веков.
Поступив в ИМТУ, Чудаков Е.А. помимо отличной учебы сразу увлекается научной работой. Посещает научные семинары и кружки, которые вели тогда выдающиеся ученые того времени: Жуковский Н.Е., Мерцалов Н.И., Гавриленко А.П., но особенно его заинтересовал предмет, который назывался «Кинематика механизмов». Мерцалов Н.И. оценил способности молодого человека и дал ему задание — разработать задачи для задачника по кинематике.
За обучение нужно было платить немалые деньги и ему приходилось давать уроки, но, в конце концов, материальные трудности заставили его уехать в г. Орел и устроиться там слесарем на завод, производивший двухтактные двигатели внутреннего сгорания для сельскохозяйственных механизмов. Через месяц он был назначен механиком и получил задание испытывать и отлаживать выпускаемые двигатели. С увлечением Чудаков Е.А. занимается совершенствованием двигателей и в результате создает новый двигатель с воздушным охлаждением. Здесь в 1912 г. он написал свою первую научную работу «Влияние конструкции головок цилиндров на процесс сгорания газа». Там же в Орле он научился водить автомобиль и даже спроектировал новый автомобиль с разработанным ранее двигателем с воздушным охлаждением. Этот двигатель был экспонирован на выставке Совета научно-технических обществ в Петербурге и был удостоен диплома «За удачное отечественное совершенствование иностранной конструкции».
Два года, проведенные Евгением Алексеевичем в Орле, дали ему хорошую производственную закалку, и вернувшись в Москву, он продолжил обучение в ИМТУ.
В 1916 году Чудаков Е.А. досрочно с отличием закончил ИМТУ и, как одного из лучших выпускников, его направили в распоряжение Всероссийского земского союза, где он зарекомендовал себя высококвалифицированным специалистом, и через два месяца был направлен в Великобританию в качестве технического эксперта Его императорского величества по приемке автомобилей и двигателей, закупаемых для России.
Евгений Алексеевич овладел английским языком и досконально изучил конструкцию выпускаемых автомобилей.
По возращению в Россию Е.А. Чудаков устроился преподавателем на кафедру «Двигатели внутреннего сгорания», ИМТУ которой руководил тогда Н.Р. Брилинг. Вместе с тем Чудакову Е.А. предложили работать в Центральной автосекции при Высшем Совете Народного Хозяйства в качестве заведующего лабораторией и, таким образом, он оказался в курсе дела развития автомобильной промышленности России. В 1918 r. Чудаков Е.А. предоставил в правительственные органы проект о создании научной автомобильной лаборатории (НАЛ) и она была создана на базе МВТУ.
В 1921 г. НАЛ преобразовывается в НАМИ — научный автомоторный институт и Чудаков Е.А. стал заместителем директора этого института, отдавая много времени научной, организационной и общественной деятельности, он не бросал и педагогическую работу, считая её одной из важнейших. По рассказам современников читал он лекции очень доходчиво, никогда не пользовался конспектом или другими подсобными материалами, находил очень быстро связь с аудиторией.
В 1928 году Чудаков Е.А. опубликовал первый, как у нас в стране, так и за рубежом, капитальный труд по проблемам расчета и конструирования автомобиля «Динамическое и экономическое исследование автомобиля». Этой монографией была заложена теория движения автомобиля, устанавливающая связь между конструкцией автомобиля и эксплуатационными характеристиками. Впоследствии Чудаков Е.А. написал серию учебников по конструкции, теории и расчету автомобиля, по которым училось не одно поколение студентов. Эти учебники и ряд других его изданий были переведены на многие иностранные языки и ими пользовались во многих странах студенты и инженерно-технические работники.
В 1924 г. Чудаков Е.А. командируется в Германию, Францию и Англию для освоения передового опыта автомобильной промышленности Запада, а в 1929 г. Чудаков Е.А. с делегацией советских автомобилистов командируется в США для изучения опыта автомобилестроительных компаний. Сразу по приезде он отправляется в «сердце» автомобильной промышленности США — г. Детройт. Там на заводе Форда он был поражен конвейерным производством автомобилей. Одна за другой с конвейера сходили превосходные и дешевые автомобили. Было заметно резкое отличие от автомобильной промышленности Европы и с ещё только возрождавшейся отечественной автомобильной промышленности. Причем Чудаков Е.А. обратил внимание на то, что конструкция и технологические процессы быстро меняются без задержки выпуска автомобилей, по сути дела каждые два-три месяца автомобиль заметно обновлялся. Компания Форда большое внимание уделяла научно-исследовательской работе, для этого функционировали научные лаборатории, при заводе был автополигон, имевший весь спектр дорог, на котором испытывались новые конструкции автомобилей.
По результатам командировки Чудаков Е.А. составил подробный отчет, в котором проанализировал особенности конструкции и производства автомобилей. Это, по существу, было полное аналитическое исследование автомобильной отрасли США. На базе этого исследования Чудаков Е.А. предлагал свое видение развития автомобильной промышленности в России.
Чудаковым Е.А. впервые была выдвинута идея полноприводного автомобиля для движения по местности. Нужда в таком автомобиле диктовалась отсутствием хороших дорог в отдаленных районах России и требованиями армии. Под его руководством впервые был спроектирован и построен автомобиль с колесной формулой 8х8. В 1933 г. Е.А. Чудаков был избран членом-корреспондентом АН СССР, впервые в нашей стране был избран в АН СССР ученый-автомобилист. Часто Евгений Алексеевич выступал со статьями в периодической печати, где иногда критиковал выпускавшуюся автомобильную продукцию на отечественных заводах, иногда разбирал теоретические вопросы, связанные с устойчивостью и управляемостью автомобиля, поднимал и другие вопросы, давал советы конструкторам и эксплуатационникам автомобильной техники.
В начале 30-х годов Чудаковым был написан учебник «Теория автомобиля», который явился учебным пособием на многие годы для студентов и инженерных работников, как у нас в стране, так и за рубежом.
В 1933-1935 годах Чудаков Е.А. издает книги: «Устройство автомобиля», «Смазка автомобиля», «Автомобили ГАЗ. Устройство, уход, ремонт», они были рассчитаны главным образом на производственников и оказали значительную профессиональную помощь десяткам тысяч работников автомобильной отрасли.
В начале 30-х годов стало развиваться отечественное автомобилестроение. В 1931 вступил в строй Московский автозавод, в 1931 году стал выдавать продукцию Нижегородский автозавод, вскоре начал работать московский завод малолитражных автомобилей КИМ (впоследствии АЗЛК), вступали в строй тракторные заводы, заводы двигателей и др. Для развивающейся автопромышленности нужны были высококвалифицированные кадры. И в 1936 г. Чудаков Е.А. основал кафедру «Автомобили» в МВТУ, став её первым заведующим. Он первый в стране заложил основы и методы преподавания автомобильных дисциплин. Учитывая неразвитую дорожную сеть, а также нужды армии Чудаков Е.А. пришел к выводу о необходимости для целей движения по бездорожью разрабатывать полноприводные автомобили.
В 1935 г. Евгений Алексеевич обратился в президиум АН СССР с предложением создать при академии комиссию по машиноведению с целью объединения усилий разных отраслей машиностроения по общим для них вопросам, таких как трение и износ, надежность, динамическая нагруженность деталей и агрегатов и многие другие. Такая комиссия вскоре была создана, а Чудакова Е.А. назначили ее председателем. А в 1937 году Е.А. Чудаков предложил организовать в системе академических институтов НИИ машиноведения, который объединил труд ведущих ученых по общим проблемам машиностроения и стал директором этого института.
В 1939 году Евгений Алексеевич избирается действительным членом академии и через месяц становится вице-президентом АН СССР, через год за выдающиеся заслуги в области научно-исследовательской работы по автомобильной техники он получил первую правительственную награду — орден Трудового Красного Знамени.
Несмотря на большую загруженность административной работой в академии наук, в Бронетанковой академии, в Институте машиноведения, он со своими сотрудниками и учениками решал научные задачи вечером у себя дома. Эти «Чудаковские» вечера получили широкую известность среди машиностроителей. В это трудное для него время он находил минуты для написания научных трудов. В 1939 году вышли его труды «Переходные кривые для автомагистралей», «Устойчивость оси автомобиля против бокового заноса», «Развитие автомобильной промышленности в СССР», «Работы Академии наук СССР в помощь строительству Куйбышевского гидроузла», «Проблемы научно-исследовательской работы в области машиностроения», «Конференция по проблеме трения и износа в машинах» и другие труды (всего четырнадцать названий).
В конце 30-х годов, когда «запахло» военной угрозой и в гитлеровской Германии велись большие работы по созданию бронетехники и автомобилей военного назначения, Чудаков Е.А. также большое внимание уделяет созданию автомобилей высокой проходимости, способных двигаться в условиях бездорожья. Сразу после начала Великой Отечественной Войны Чудаков Е.А. представил в президиум АН СССР два проекта: «О переводе учреждений Академии на военную тематику» и прикрепление их к ведущим промышленным предприятиям и «Об эвакуации академических институтов» и размещение их в тылу. Е.А. Чудаков выехал в Казань, где проводил большую организационную работу по размещению и устройству академических учреждений. В декабре 1941 года институт Машиноведения в Казани возобновил свою работу. Армии нужны были автомобили высокой проходимости, но не было тогда признака, по которому можно было бы классифицировать проходимость автомобиля, и тогда Е.А. Чудаков предложил безразмерный критерий проходимости, который тут же был взят «на вооружение» конструкторами. Много сил отдал Чудаков Е.А по мобилизации ресурсов Поволжья и Прикамья для нужд фронта. Он занимался разработкой нефтяных месторождений, разработал газогенераторные установки для автомобилей, решил проблему этилирования бензина с целью повысить его октановое число для использования на импортных автомобилях.
В 1942 году будучи патриотом свое Родины Евгений Алексеевич внес крупную сумму в Фонд обороны, на эти средства был построен танк Т-34.
В 1943 году Чудаков возвращается в Москву, где постепенно возрождались академические учреждения. Работая над улучшением эксплуатационных свойств военных автомобилей, Чудакову Е.А. приходилось выезжать в действующие войска. Так он побывал на Белорусском фронте, которым командовал генерал И.Д. Черняховский, лично знавший Чудакова Е.А. по совместной работе в Бронетанковой академии. В результате этой командировки удалось, учитывая неплохие дорожные условия, бои велись уже на территории Германии, увеличить грузоподъемность на 50 процентов, а расход горючего снизить на 15 процентов.
В 1944 году за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники он был удостоен Государственной премии СССР. В послевоенное время Е.А. Чудаков большое внимание уделяет перспективному развитию автомобильной промышленности СССР, в журнальной статье «перспективный типаж автомобилей для производства в СССР» он, по существу, разрабатывает типовую классификацию автомобилей, призывает расширить число типов советских автомобилей до пятидесяти, обеспечить их высокое качество и выпуск в достаточном количестве. В созданной Чудаковым Е.А. автомобильной лаборатории при АН СССР и под его руководством началось формирование конкретных требований к автомобилям разных типов. Так был провозглашен путь на дизелезацию автомобильного транспорта, унификацию деталей и агрегатов, облегчение труда водителей и обеспечение высокой надежности.
В это время Евгений Алексеевич много выступает, главным образом, перед молодежной аудиторией, доказывал необходимость автомобилизации страны, более того создает кинофильм «Автомобиль», состоящий из полнометражных учебных фильмов.
Чудаков Е.А., решая сложные научные задачи не избегал и задач небольших, но дающих эффект при эксплуатации автомобиля. Можно привести такой случай: однажды его сын Александр спросил у отца, почему во время переключения передач из выхлопной трубы автомобиля вырывается сизый дым, т. е. значит, двигатель работает на переобогащенном режиме и часть топлива расходуется зря. Этот разговор закончился разработкой и внедрением экономайзера холостого хода, что устранило это негативное явление. Много сил Чудаков Е.А. отдал на то, чтобы внедрить на автомобильный транспорт газовое топливо, провести дизелезацию автомобилей. Необходимость этого находит подтверждение в сегодняшней действительности. Много внимания уделял Чудаков Е.А. в послевоенное время повышению экономичности эксплуатации отечественных автомобилей. В этой связи он дал рекомендации по повышению степени сжатия в цилиндрах двигателя, использование этилированного бензина и газового топлива, пропагандировал прогрессивные методы эксплуатации, увеличивающие межремонтный пробег и снижающие расход топливосмазочных материалов, им предлагались с этой целью новые конструктивные решения.
За период с 1944 по 1950 год им было опубликовано около двадцати работ, посвященных повышению экономичности автомобилей.
Помимо научных исследований Евгению Алексеевичу приходилось выполнять многочисленные общественные обязанности. Он был депутатом Мособлисполкома, депутатом Московского Совета депутатов трудящихся, членом президиума общества «Знание», председателем Всероссийского Совета научных, инженерных и технических обществ, большая работа проводилась им в Комитете защиты мира, членом которого он являлся.
В 1950 году Правительство наградило Чудакова Е.А. орденом Ленина. Институт Машиноведения, который создал Чудаков Е.А. и был его директором до конца своей жизни и в настоящее время является одним из авторитетнейших научных заведений страны, работает над важнейшими проблемами в области машиностроения.
Всю свою жизнь академик Чудаков Е.А. работал над совершенствованием конструкции автомобиля, но делал это, не разрабатывая конструктивные формы, а развивая научные аспекты теории его движения, совершенствования эксплуатационных форм, давая в руки конструктору возможность прогнозирования этих свойств на этапе о проектирования. Чудаков Е.А. вошел историю, как первый основоположник науки об автомобиле как у нас в стране, так и в индустриально развитых странах мира.
В память о большом ученом Е.А. Чудакове на здании МГТУ им. Н.Э. Баумана установлена мемориальная доска. Он также увековечен в галерее основателей научных школ МГТУ им. Н.Э. Баумана, как основатель отечественной школы автомобилестроения.
Умер Чудаков Е.А. в Москве в 1953 году.