Сегодня в России практически нет колёсной платформы, которая может перевозить грузы свыше 10 тонн в суровых условиях Арктики. Разрабатываемый специалистами МГТУ им. Н.Э. Баумана и Камского автозавода тяжелый вездеход КамАЗ-6355 («Арктика») способен перевозить до 16 тонн груза. В ближайшее время на Ямале стартуют испытания опытного образца.
Прототип является логическим развитием образца КамАЗ-Арктика 6×6. Новый вездеход обладает колесной формулой 8×8. «Перед инженерами МГТУ и ПАО «КамАЗ» появилось множество конструкторских задач, направленных на совершенствование конструкции предыдущей версии», — сообщает доцент кафедры СМ-10 «Колесные машины» МГТУ им. Н.Э. Баумана, директор НОЦ «КАМАЗ-Бауман» Александр Карташов.
В конструкции узла сочленения рамы КамАЗ-6355 используются новые компоновочные решения, которые упрощают сборку несущей системы. Также установлен современный двигатель КамАЗ Р6 уровня Евро-5 с одноступенчатой системой турбонаддува, работающий совместно с автоматической коробкой передач. Конструкторами кафедры «Колесные машины» успешно проведена унификация многих технических решений, отработанных на опытном образце 6×6, выполнен полный цикл разработки цифрового двойника КамАЗ-6355, созданы математические модели и проведены виртуальные испытания цифрового двойника.
«Тенденция ускоренного социально-экономического развития Сибири, Дальнего востока и Арктических зон России диктует необходимость создания нового транспорта, способного работать в суровых условиях. Именно для таких целей инженерами МГТУ им. Н.Э. Баумана и ПАО «КамАЗ» созданы опытные образцы КамАЗ-Арктика 6×6 и 8×8», — комментирует Александр Карташов.
Масса грузовика составляет 40 т. Снаряжённый вес машины достигает 24–25 т, нагрузка распределяется на первый, второй и задние мосты. Длина вездехода — 12 м, ширина — 3,38 м, высота — 3,9 м, дорожный просвет — 0,6 м. Мощность силового агрегата — 450 л. с., максимальная скорость автомобиля — 50 км/ч.
Кузов вездехода шестиметровый. Это даёт возможность разместить стандартный 20-футовый контейнер без крепления с помощью фитингов. На новом КамАЗе установлен манипулятор, с помощью которого снимается запасное колесо — для этого достаточно усилий одного человека.
В машине предусмотрен теплоизолированный жилой модуль, рассчитанный на комфортное пребывание трёх человек до двух недель. В нём предусмотрены места для отдыха, работы и приёма пищи, миниатюрная кухня с варочной панелью и микроволновой печью, раковина, санузел, душ, телевизор, холодильник, устройства обогрева и кондиционер. КамАЗ оснащен поручнями и примыкающими к кабине площадками, которые позволяют экипажу осматривать машину, не спускаясь на землю.
Вездеходы подобного класса в Заполярье востребованы, особенно если машина обеспечивает лёгкий запуск двигателя на морозе и переносит природно-климатические условия Арктики.