Москва, 16 июля 2021 года, – «Группа ГАЗ» и МГТУ им. Н.Э. Баумана открыли в Москве совместный инжиниринговый центр научно-технических разработок в области пассажирского и коммерческого транспорта. Центр создан при поддержке «Группы ГАЗ» с целью совместной разработки перспективных продуктов ГАЗ и назван в честь Андрея Александровича Липгарта – легендарного конструктора Горьковского автомобильного завода, который также заведовал кафедрой «Автомобили» в МГТУ им. Н.Э. Баумана. На мероприятии ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Анатолий Александров и Президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин подписали протокол о намерениях, в соответствии с которым стороны планируют прорабатывать дальнейшие направления развития сотрудничества.
На базе МГТУ им. Н.Э. Баумана создан инжиниринговый центр для совместной разработки перспективных продуктов «Группы ГАЗ». Центр площадью 600 кв. м располагается на территории университета и оснащен современным лабораторным оборудованием для разработки цифровых бортовых устройств. На базе центра имени А.А. Липгарта будут развиваться научные и практические компетенции в таких областях как разработка современных транспортных электроплатформ, электронных устройств и программного обеспечения, автоматических систем управления.
Совместная работа «Группы ГАЗ» и МГТУ им. Н.Э. Баумана началась в 2012 году с испытаний автомобилей ГАЗ. В рамках сотрудничества был открыт совместный проект по созданию электробуса и разработана электрическая платформа для электробусов большого класса, которые сегодня серийно выпускаются на Ликинском автобусном заводе «Группы ГАЗ» и работают на пассажирских маршрутах Москвы. Также были проведены научно-исследовательские работы по разработке электронной бортовой системы управления для автобусного семейства «Группы ГАЗ» и другие проекты.
В настоящий момент в инжиниринговом центре имени А.А. Липгарта работают порядка 50 человек – научных сотрудников и инженеров МГТУ им. Н.Э. Баумана, которые совместно со специалистами Объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ» занимаются перспективными проектами группы.
Вадим Сорокин, президент «Группы ГАЗ»:
– Сегодня мы стоим на пороге массового внедрения автомобилей с высокой степенью автоматизации и энергоэффективности. Это глобальный процесс, и ГАЗ аккумулирует лучшие технологические и кадровые ресурсы, чтобы выступать активным участником этого процесса. Уже сегодня у нас созданы электробусы большого класса, электрические автобусы малого класса, фургоны и легкие грузовики полной массой до 4,6 тонн. «Группа ГАЗ» также ведет разработку электрических версий автобусов среднего и особо большого классов, среднетоннажных грузовиков. Я хотел бы выразить коллективу и руководству университета имени Баумана большую благодарность за вклад в развитие линейки техники «Группы ГАЗ» и уверен, что наше дальнейшее сотрудничество позволит повышать эффективность и безопасность транспортной системы страны и развивать экспортный потенциал российского автомобилестроения
Анатолий Александров, ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана:
– Сегодня происходит важное событие как для индустрии, так и для системы высшего образования – R&D (Research and Development – прим.) центры, базирующиеся в МГТУ, – это качественная находка как для промышленности, так и для вуза. Мы нашли форму, которая позволяет создавать высокотехнологичные инженерные решения в консорциуме с индустриальными партнёрами, сконцентрировав компетенции Университета на своей территории для создания продуктов для нового качества жизни населения. Тут выигрывают все: мы не теряем кадровый потенциал, студентам не нужно уезжать на практику в другие города, а предприятия имеют возможность задействовать лучшие умы, несмотря на территориальную удалённость. В ходе работы над совместными проектами студенты и выпускники получают практические навыки работы над реальными проектами, постоянно погружены в тематику, знают специфику предприятия и делают готовый продукт для внедрения. В мультидисциплинарном университете такие центры позволяют использовать весь научный потенциал вуза, подключая специалистов из разных направлений.
Совместный R&D-центр на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана уже показал серьёзный результат – на дорогах Москвы появились электробусы «Группы ГАЗ», перевозящие десятки тысяч людей ежедневно. Опираясь на бауманские компетенции в электронике, программировании, математическом моделировании, системах управления, машиностроении, экологии в сочетании с опытом специалистов и промышленных мощностей «Группы ГАЗ», удалось создать и внедрить новый вид транспорта, изменивший в лучшую сторону экологический портрет Москвы.
Видео репортаж РБК:
https://tv.rbc.ru/archive/rbkplus/60f1deec2ae5965ff490b0dd
Кратко об инжиниринговом центре
Руководитель инжинирингового центра — к.т.н., доцент кафедры СМ-10 «Колесные машины» Бутарович Дмитрий Олегович
Цель инжинирингового центра:
- создание и развитие современных и конкурентных научных и практических компетенций в Университете, на предприятиях автотракторостроения в области создания колесных транспортных средств с высокой степенью автоматизации рабочих процессов, направленных на повышение энергоэффективности и безопасности на стадиях жизненного цикла изделий;
- совершенствование учебного процесса в Университете при подготовке студентов и аспирантов как будущих сотрудников отрасли; повышение квалификации сотрудников Университетов и профильных отраслевых организаций.
Задачи инжинирингового центра:
- разработка современных транспортных электроплатформ;
- разработка и создание бортовых интеллектуальных систем безопасности ADAS (advanced driver assistant system);
- разработка электронных блоков управления автомобиля;
- разработка программного обеспечения электронных блоков;
- разработка программно-аппаратного обеспечения беспилотного движения;
- разработка телематических устройств и сервисов;
- привлечение студентов и аспирантов МГТУ им. Н.Э. Баумана к инженерной деятельности, начиная с 4 курса. Тем самым реализуется «русский метод» подготовки инженеров.
Современный центр:
- специалисты с широким спектром компетенций: разработка конструкций колесных машин, разработка программного обеспечения, робототехника, автоматические системы управления, разработка электронных устройств;
- современный инженерный центр на площади 600 квадратных метров;
- наличие лабораторного оборудования для отладки бортовых электронных устройств
Фотогалерея