7 сентября 2021 года МГТУ им. Н.Э. Баумана впервые представил две новейшие разработки: водоробус Citymax совместно с Группой ГАЗ и карьерный самосвал КАМАЗ-Геркулес.
Премьера состоялась в рамках Международной выставки коммерческого автотранспорта COMTRANS/2021 в Крокус Экспо.
Группа ГАЗ и МГТУ имени Баумана (Инжиниринговый центр имени Липгарта) разработали водородный автобус на платформе электробуса второго поколения. Автобус заправляется водородом, баллоны для которого располагаются на крыше автобуса. Далее, водородное топливо, попадая в топливный элемент вступает в реакцию с кислородом с последующим выделением электрической энергии и водяного пара. Водородная энергетическая установка может одновременно обеспечивать электропитание электропривода колес и зарядку тяговой батареи, установленной на крыше. Емкость батареи 70 Ач (для сравнения на электробусе было 140 Ач). Батареи выполняют функции бортового источника электрической мощности, потребность в которой зависит от условий движения транспортного средства. Запас хода водоробуса на одной заправке — не менее 350 км, таким образом в сутки необходимо не более одной заправки даже для самых длинных маршрутов.
Citymax H2 – абсолютно экологичный транспорт, при эксплуатации его энергетической установки в атмосферу выделяется только водяной пар. Климатическая система работает от бортовых источников электроэнергии, а тепло, которое выделяется при работе водородного топливного элемента, зимой используется для отопления салона автобуса.
В конструкции нового экологичного транспорта применена российская система управления водородной энергетической установкой, разработанная совместно специалистами Инжинирингового центра им. А.А. Липгарта в МГТУ им. Н.Э. Баумана и Объединенного инженерного центра Группы ГАЗ.
Citymax H2 – экологичный городской низкопольный автобус, рассчитан на перевозку не менее 85 пассажиров. Оснащен современными бортовыми системами безопасности и помощи водителю: блокировки движения при отсутствии водителя и открытых дверях, камерами видеонаблюдения с обзором 360 градусов, энергоэффективной системой климат-контроля, системой контроля состояния водителя. Автобус с водородной энергетической установкой имеет высокий уровень унификации с серийными компонентами модельного ряда ГАЗ в целях эффективного обеспечения контракта жизненного цикла.
Центром притяжения внимания в сфере грузовых автомобилей стал КАМАЗ-Геркулес — уникальный карьерный самосвал с колесной формулой 6х6, выполненный по схеме «последовательный гибрид».
Самосвал предназначен для добычи полезных ископаемых по безлюдной технологии. Для этого на борту предусмотрена система ADAS 5 уровня, обеспечивающая движение в карьере в автономном режиме, без участия водителя. Так же самосвал может эксплуатироваться как в режиме дистанционного управления, так и управляться водителем из кабины.
Геркулес имеет шарнирно-сочлененную раму с двумя степенями свободы в узле сочленения, что уменьшает вероятность вывешивания колес при движении по пересеченной местности, снижает нагрузку на несущую систему, позволяет установить шины большой размерности и обеспечивает приемлемый минимальный радиус поворота, что значительно повышает проходимость и маневренность самосвала.
«МГТУ начал работать с КАМАЗом в 2013 году. Мы успешно выполнили ряд опытно-конструкторских работ. И в настоящий момент завершили проект “Геркулес”. Это самая сложная машина, которая создавалась в МГТУ имени Баумана и на КАМАЗе, так как это гибридный автомобиль высокой грузоподъёмности с сочленённой рамой и автопилотом. Это впервые в России!» — заявил Александр Карташов, директор НОЦ “КАМАЗ-БАУМАН”.
Александр Карташов также анонсировал скорое появление второй версии “Геркулеса” — полностью без кабины.